Фальшивое золото, тинейджеры на всю жизнь и учебники в соцсетях

12+
30 ноября 2017 г. 497

Фальшивое золото, тинейджеры на всю жизнь и учебники в соцсетях

Давайте попробуем разобраться чем, по мнению значительного количества отечественных и мировых экспертов, советская школа была лучше российской?

Давайте попробуем разобраться чем, по мнению значительного количества отечественных и мировых экспертов, советская школа была лучше российской? Почему российские школьники, обучаясь в школе так называемого второго массового коридора, получают мозаично-осколочное представление о мире, и большинство на всю жизнь так и остаётся жертвами ЕГЭ с привитым клиповым мышлением.

Начнём с главного. Сразу стоит отметить, что согласно Статьи 7 «Закона об образовании» вводятся Федеральные государственные стандарты. В соответствии с этими стандартами  нынешняя система образования отказывается от традиционного формата обучения «в виде знаний, умений и навыков». Теперь за основу берутся так называемые универсальные учебные действия (УУД), под которыми понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и так далее. Если разобраться в смысле этих  фразеологизмов, то станет понятно, что их смысл сводится к тому, что конкретика знаний уступает место познавательности и саморазвитию. Вместо того чтобы заставлять учеников зубрить и дотошно проверять их знания, учитель предлагает детям самостоятельно разбираться с темами. Таким образом федеральные государственные стандарты лояльны к отрицательным результатам, проще говоря, к двойкам. В частности, в нормативах сказано — «не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования». Кстати, в СССР двоечников оставляли на второй год. 
Составители новой российской системы образования, по мнению многих экспертов, скопировали формат большинства западных школ, главный постулат которой звучит так: «хочешь учиться — учись». Между тем, учителя бьют тревогу по поводу отсутствия у старшеклассников чувства ответственности, которое было характерно для советских выпускников. У многих молодых людей, закончивших современную школу, наблюдается психология тинэйджеров. По результатам многочисленных исследований в странах Западной Европы около трети молодых девушек в Европе категорически не хотят работать, ставя главной целью своей жизни удачное замужество. В России нацеленных не на саморазвитие и упорную работу- уже больше половины. О том, как «самопознавательная» образовательная система, принятая на Западе, влияет на взрослую жизнь, можно наблюдать в странах ЕС. По статистике, 80% тридцатилетних поляков, итальянцев и греков живут с мамами и папами, а в Англии половина всех молодых людей регулярно требует от родителей деньги на проживание. Эксперты бьют тревогу о повальная постподростковости греков, итальянцев, англичан и японцев. И это не временная случайность, а уже глубокая деформация и кризис уже в зсамой апущенной стадии». 
Западный подход в корне противоречит русской этнопедагогике. К примеру, чистописание требовало от детей усидчивости и концентрации внимания. Каллиграфия была единственным предметом, напрямую унаследованным советской образовательной системой от царской начальной школы. Выдающийся теоретик в области культуры и коммуникаций Маршалл Маклюэн , а вслед за ними другие специалисты в области медиальной антропологии и теории средств массовой коммуникации много писали о зависимости смысла информации от характера ее медиальной передачи. Образовательная роль чистописания была при этом куда как более значительной, чем всего лишь роль начальной стадии в овладении алфавитом, письмом и грамотностью. 
Школьные традиции русской, а затем и советской школы полностью вытеснены из нынешнего образа жизни и заменены стандартами западной развлекательной культуры. Касается это, прежде всего, забвения морального кодекса юного человека, имевшего место в СССР. Особенно наглядно это проявляется сейчас — в эпоху интернета. При всех технических плюсах, отсутствие самоцензуры во всемирной паутине приводит к деградации детской личности. Бесконтрольный интернет калечит детскую душу, — уверены учителя, — школьницы устраивают селфи-сессии, стараясь эпатировать и часто эротично впечатлить или шокировать публику своими прелестями. Мальчики становятся агрессивными и циничными. Многие из них бравируют жестокостью. Многие дети страдают интернет-зависимостью на уровне болезни. Такие подростки никогда не променяют социальные сети и компьютерные игры на учебники. 
Отсутствие требований к системным знаниям сразу же привело к сокращению предметов. В итоге убрали всё, что в советское время способствовало развитию кругозора. Детей, например, не учат астрономии, мотивируя это тем, что и в Америке этого предмета в школьной программе нет, «зато ВВП в разы больше, чем у нас». Кроме того, в российских школах убрали и черчение, мол, теперь проектируют с помощью САПР (системы автоматизированного проектирования). Между тем, по мнению многих математиков, именно черчение развивает геометрическое и пространственное мышление. 
О том, что советские школьники и школьницы занимались массово спортом, знают все. К примеру, но нормам ГТО для получения серебряного значка «Смелые и ловкие» учащиеся (мальчики) 1−4 классов должны были пробежать 60 метров за 10.8 секунд, а тысячу метров — за 5 минут, и, конечно же, потянуться на высокой перекладине — 3 раза. Десятиклассникам же предъявлялись требования, которые не под силу большинству нынешних молодых мужчин. Чтобы получить опять-таки «серебро» третьей возрастной ступени «Сила и мужество», необходимо было пробежать три тысячи метров за тринадцать с половиной минут, и проплыть «пятидесятиметровку» — за пятьдесят секунд. Кроме того, требовалось подтянуться на перекладине девять раз. Ставились и другие задачи: метнуть гранату весом 700 г на 32 м (для юношей); выполнить упражнение по стрельбе из малокалиберной винтовки (дистанция 25 м, 5 выстрелов) с результатом: из винтовки типа ТОЗ-8 — 30 очков, из винтовки типа ТОЗ-12 — 33 очка. По статистике, в СССР более 58 миллионов человек в 1972—1975 гг. сдали нормы ГТО, в том числе большинство школьников. 
Нынешние нормы ГТО явно проигрывают советским. К примеру, 17-ти летнему юноше для получения «серебра» надо пробежать три километра за 14 минут и 40 секунд, а «пятидесятиметровку» — лишь бы проплыть. 
Советская школьная золотая медаль ценилась очень высоко. После 10-го класса мы сдавали 8 (!) обязательных экзаменов (контрольная по алгебре, геометрия устно, сочинение, литература устно, физика, химия, история, иностранный язык) и зачёт по физической культуре. Это к уже сданному ранее выпускному экзамену по географии в 9 классе. Письменные работы медалистов — сочинение и контрольную по алгебре — проверяли несколько комиссий, и школьная, и районная. Результатом этого было то, что в сильной городской школе, которую заканчивал я, за всю историю СССР было всего 2 золотых медалиста и около двух десятков серебрянных. За более чем 60 лет результаты и требования говорят сами за себя. В постсоветские времена при значительном уменьшении количества учащихся и значительном падении общего уровня, эти результаты в моей школе достигаются и превосходятся каждые 2-3 года! Медалистов в 2000-е годы штамповали как горячие пирожки - часто больше, чем половина класса выпускалась с медалями. При этом подавляющее большинство представителей таких выпусков, работает без дальнейшего образования кассирами в продуктовых сетях или учились платно в не самых продвинутых ВУЗах. По имеющимся в советские времена правилам золотые медалисты поступали ВУЗы, имея преимущества перед другими абитуриентами. Им необходимо было сдать профильный экзамен. 99,98 процентов медалистов его сдавали. Несдача экзамена золотым медалистом была ЧП всесоюзного масштаба! «Блатными» золотые медали начали становиться уже в период перестройки, с появления первых кооперативов. Нужно отметить, что, если у преподавателей ВУЗа возникали сомнения в медалисте, следовали серьезные проверки и самые строгие выводы. Когда же перестала работать обратная связь, тогда и школьное «золото» оказалось фальшивым. Что касается ЕГЭ, то вся история этого государственного экзамена пронизана скандалами и драмами, в том числе связанными с суицидами школьников. При этом вузовские преподаватели не раз высказывали сомнения в достоверности этих тестов. 
Нынешняя система школьного образования нуждается в серьёзном реформировании. Мы, к сожалению, не видим научных открытий мирового уровня, сделанных выпускниками российских школ, хотя прошло уже 20 лет с 1997 года, который разумно взять за точку отсчета. Несомненным является лишь резкое ухудшение качества знаний современных детей. 
Чтобы оценить уровень проблемы и предложить решения всегда нужно изучить истоки, понять предысторию, мировой и наш опыт.  До Великой Французской революции во Франции имелись религиозные школы, выпускники которых, получая целостное представление о мире, становились личностями в высоком смысле этого слова. Способ обучения имел университетскую основу. После же революции некоторых детей стали учить по этой же университетской системе, но на научной картине мира. В итоге выпускники этих элитарных лицеев обладали системным взглядом на порядок вещей. Основная же масса училась в школе так называемого второго коридора, получая мозаично-осколочное представление о мире. Эта же проблема остро стала и в России в последней трети 19 века, когда появилась массовая школа. Наша русская интеллигенция, воспитанная на классической литературе, отвергала разделение на «два коридора» — на элиту и на массу. 
Лучшие умы России считали, что школа должна воспроизводить народ, объеденённый общей культурой. О накале страстей вокруг этой проблемы можно судить по участию в этой дискуссии царя и военных министров. После Октябрьской революции в 1918 году был созван первый Всероссийский съезд учителей, который и решил, что школа должна быть единой и общеобразовательной, университетского типа. Теперь же единый подход к образованию университетского типа утрачен. Это, конечно, огромный минус. 
Советский Союз был первой страной, которая начала учить детей по единому стандарту, не деля детей на элиту и массу. Причем, появилось множество специфических моментов. К примеру, детей за плохую учебу не отчисляли, а устанавливали над ними шефство отличников, которые дополнительно с ними занимались. И это разумно, так как, помогая отстающему товарищу, начинаешь по-настоящему понимать предмет. Большинство наших ведущих ученых и конструкторов тоже прошли через систему взаимопомощи своим отстающим школьным товарищам. Приходилось думать, как же объяснить двоечнику, чтобы он понял. Здесь также разумно вспомнить чистописание. Оказывается, что мозг человека имеет особую обратную связь с кончиками пальцев. Отмечено, что в процессе чистописания развивается механизм мышления. Китайцы же не отменили этот предмет, хотя их иероглифы сложнее нашей кириллицы. В целом, советская школа обладала множеством положительных особенностей, которые в совокупности воспитывали личность. 
Интернет — это данность нашего времени, и отрицать или, тем более, запрещать — это глупость. В то же время необходимо вырабатывать эффективные механизмы, которые нивелировали бы отрицательные воздействия всемирной паутины на детей. Это очень сложная работа, которую обязательно нужно делать. 
Будем надеяться, что рано или поздно государство вернется к положительному опыту советской школы. У нас просто нет иного пути, иначе Россия не выживет в этом жестоком конкурентном мире. 
 
Dmitry ReDoUtoff
 

Советуем почитать

Двое из ларца, одинаковых с лица, пытались сорвать встречу с избирателями в Пскове

Известный псковский провокатор Игорь Иванов, исключённый и изгнанный ранее, отовсюду, где он состоял, начиная от армии, пытался сорвать встречу с С.С. Удальцовым,В.В. Леоновым и Д.Ю. Крайновым.

Клятва японского коммуниста: «Моя жизнь - коммунизм!»

Знаете ли вы, что Коммунистическая партия Японии - самая бескомпромиссная коммунистическая организация в истории человечества? КПЯ три раза подряд восставала из пепла как Феникс, с нуля создавала молодёжную организацию, однако каждый новый призыв полностью уничтожала полиция, забивая активистов до смерти палками. В КПЯ, на пике, в 1930-е, состояло 100.000 членов. У боевиков КПЯ был отряд камикадзе, которые первыми придумали начинять грузовики взрывчаткой и въезжать в полицейские участки.

Сепаратизм по-каталонски и по-корсикански

В Европе продолжается парад суверенитетов. Каталония, Венето с Ломбардией, и вот теперь Корсика. Евросоюз, как объединяющая структура, в последнее время на удивление усилил обратное явление – региональный сепаратизм. Государства, как могут, пока удерживают «непокорных». «Пиратский» остров Итак, Корсика. На недавних региональных выборах на острове уверенно победили националисты. По предварительным результатам националистическая коалиция «За Корсику» председателя исполнительного совета Корсики Жиля Симеони и спикера Ассамблеи Корсики Жан-Ги Таламони получила более 56% голосов. Впрочем, победа корсиканских националистов была ожидаемой. Они с 2015 года находятся у власти на острове, причём результаты их работы за прошедшее время признаны успешными. Казалось бы, ничего экстраординарного – демократические процедуры, избиратели определились со своими лидерами. Но это, если не оглядываться на историю вопроса. А она весьма богатая, причем Каталония и Корсика во многом похожи друг на друга. Каталония в стремлении к независимости, как известно, зашла далеко. Но и Корсика ей не уступает. Конечно, они очень разные. У Каталонии по европейским меркам вполне внушительная территория, населения предостаточно – 7,5 млн человек. Корсика же выглядит весьма скромно – остров в Средиземном море по площади невелик, да и населения не густо – немногим более 300 тысяч человек. Но вот с национальным самосознанием у обеих «К» – и у испанской, и у французской, полный порядок. За их плечами не одно столетие борьбы за независимость. Каталония ведет свою «родословную» со времён Арагонского королевства, которое появилось на карте Европы еще в XII веке. А Корсика начала свою борьбу за независимость с начала XIV века, когда остров оказался в распоряжении Генуэзской республики. Корсиканцы постоянно пробовали скинуть власть генуэзцев, при этом Корсика в средние века славилась своими пиратскими бухтами и невольничьими рынками. В общем, этакая свобода при внешнем правителе. Генуэзцы за несколько столетий так устали от национального движения корсиканцев, что за «долги» в 1786 году отдали строптивый остров Франции. После этого начался у корсиканцев новый этап борьбы за независимость. Французы действовали жёстко, корсиканцы отвечали тем же. В начале ХХ века на Корсике появляется свой националистический «движок» – Партия корсиканского действия. Она меняла свои названия, на острове появлялись другие националистические организации. При этом французам никак не удавалось договориться с корсиканцами. В конце 60-х годов прошлого века дело дошло за самого «горячего» этапа – начались теракты. Словно почуяв ветер свободы, корсиканские сепаратисты требовали уже не широкой автономии, а полной независимости. На первый план вышел Корсиканский фронт национального освобождения, который приступил к вооружённому сопротивлению французским властям. Те в свою очередь тоже не сидели сложа руки – арестовывали активистов, давали им большие тюремные сроки. Но это националистов не остановило – вооружённое сопротивление только усиливалось, теракты в прямом смысле слова захлестнули остров. Мы пойдём другим путём Если Корсика выбрала в своё время террористический способ доказательства своей правоты, то Каталония предпочла политические методы. И здесь их пути к независимости разошлись. Но к чему они пришли сейчас? Парламент Каталонии, как известно, успел принять в конце октября 2017 года декларацию о независимости. Но после этого что-то сломалось в «независимом» механизме. Самих каталонцев, похоже, весьма смутила та лёгкость, с которой удалось продекларировать независимость. Не осталось без внимания и откровенное неприятие всей Европой Каталонии как будущего нового члена Евросоюза. В итоге неуступчивость и даже агрессивность Мадрида вновь остановила Каталонию на пороге независимости. Как будто у испанских властей есть какие-то тайные нити, за которые они в нужный момент дёргают автономный регион. И так происходило не раз. Каталония объявляла о своей независимости и в XVII веке, и в XIX, а в тридцатые годы XX века – даже дважды. Осенью 1934 года каталонская государственность просуществовала всего сутки. На этом фоне «независимость-2017» установила рекорд – она прожила три дня. До чего же договорились Мадрид и мятежный регион? Референдум, проведённый 1 октября в Каталонии, центральными властями Испании не признан, равно как и другими странами ЕС. Организаторы референдума превратились в мятежников, которых собрались судить по всей строгости испанского закона. А главе Каталонии Карлесу Пучдемону пришлось в прямом смысле сбежать в Бельгию, чтобы не попасть под арест. Самое большое «достижение» испанских властей – это роспуск каталонского парламента (причем его депутаты сами согласились с таким решением), и назначение новых досрочных парламентских выборов на 21 декабря. И тут Мадрид надеется переиграть сторонников независимости. Главный посыл из центра – на референдуме не были услышаны голоса людей, ратующих за единую Испанию. А их набирается не менее половины. Ведь и на референдум пришло лишь 43% жителей Каталонии, а где, дескать, остальные? А вот на Корсике ситуация с парламентским вопросом принципиально иная. Националисты заняли в местном парламенте крепкие позиции, сторонников «за единую Францию» здесь меньшинство. И недавние выборы это убедительно показали. То есть на политическом поле Париж не сможет повторить «достижения» Мадрида. Остаётся экономика. И вот здесь Каталония и Корсика принципиально различаются. Один из важных постулатов сторонников независимости Каталонии – «мы кормим всю Испанию». Доля региона в ВВП Испании действительно ощутима – 19%. Корсика же ничем таким похвастаться не может. Остров – дотационный регион, экономическая зависимость от Парижа весьма ощутима. И здесь у французских властей есть сильные козыри в выстраивании отношений с непокорным островом. Да и сами победители выборов на Корсике заявили, что они не собираются идти по каталонскому пути. Речь идёт, как отмечают эксперты, о расширении автономии острова. И всё же опасность, что будет выбран радикальный вариант движения к независимости по-корсикански, сохраняется. Слишком большой багаж сепаратизма накоплен за плечами корсиканцев, а террористические акты на острове прекратились всего несколько лет назад. Удастся ли Франции удержать корсиканский национализм в мирном русле – покажет время. Но то, что Корсика продолжит дрейфовать от Франции – не вызывает сомнений. Впрочем, и границы этого маневра вполне очевидны – это границы ЕС. Выпадать из союза никто не собирается, а вот стать полноценным, пусть и маленьким «штатом» в объединенной Европе – чем не цель для горячих корсиканцев. Сергей Осипов

Сто лет одиночества, убив в себе государство и тошнота

19 февраля 2008 года в своем родном Омске скончался Егор Летов. Развернутые сюжеты о смерти лидера «Гражданской обороны» вышли тогда в новостных программах всех федеральных телеканалов. Через три недели после похорон Летова солидный симфонический оркестр в многотысячном столичном спорткомплексе «Олимпийский» уже исполнял фрагменты его песен на церемонии главной рок-премии страны «Чартова дюжина», где Егора посмертно наградили в номинации «Легенда».

Советские партизаны: самые шокирующие факты

По данным историков, за всю историю Великой Отечественной войны, в партизанском движении на территории СССР, оккупированной гитлеровцами, приняли участие свыше миллиона военнослужащих и гражданских лиц. Партизанами были уничтожены сотни тысяч вражеских солдат и офицеров, пущены под откос сотни гитлеровских составов с вооружением, продовольствием, боеприпасами и живой силой.

В России ввели налоги на воздух, туалеты и бани, готовятся к налогообложению ягод и грибов

«За последнее время доходы нашего государства уменьшились. После того как был введён налог на воздух, вы стали меньше дышать. Это возмутительно! Молчаааать! Кроме того, вводится новый налог на осадки: за обыкновенный дождь — сто лир, за проливной дождь — двести лир, с громом и молнией — триста лир. Молчаааать!» (Джанни Родари, «Чипполино»)

Одна лишь правда на душу елей. Факты о средневековых рыцарях

Твоя душа в твоих руках, хоть ты не мог ослушаться приказа? и исполнял всего лишь волю над тобой стоящих властных королей. Хотя достоинство и честь бывали в годы те гораздо реже, чем проказа. Не будет оправданием всё это, одна лишь правда на душу елей... (Д.Перейра по мотивам слов, приписываемых Королю Балдуину IV Иерусалимскому)